Виды речевых упражнений
в методике восстановлении речи

 

Для ежедневных занятий по восстановлению речи необходимо создать схему применения разговорного материала, определить своего рода единицы речевой работы.  Без этого невозможно эффективно ни планировать, ни контролировать усилия больного по восстановлению речи. В других областях человеческой деятельности процесс выполнения работ заключается в следующем. Существуют определенные объемы работ, задачи (допустим, надо вырыть траншею), на которые необходимы конкретные ресурсы рабочей силы (три солдата). Задача состоит в том, чтобы с учетом финансов и других параметров, путем балансировки которых выстроить план, в котором будет указано, что, кем, когда и с каким результатом должно быть выполнено (до обеда).  Единица работы в этом случае – кубометр грунта.

Суть итеративной разработки применительно к восстановлению речи заключалась в том, что необходимо сначала определить, задать речевые единицы работы (речевые упражнения), подходящие для пациента. Затем выполнять последовательно все виды этих речевых упражнений (к относятся звуки, буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, их можно назвать также и тестами), характерных для отработки и оценки текущего прогресса на данном цикле (фазе, этапе) восстановления речи. На следующем цикле, в зависимости от результатов предыдущего, надо отработать те упражнения, по которым были замечания, чтобы их можно было считать законченными и принятыми, с подключением новых тестов. Таким образом, на каждом цикле закрепляются навыки говорения, за счет неоднократного повторения все усложняющихся упражнений, что ведет к последовательному расширению области владения речью.

Сложность состоит в определении  единиц речевой работы, нагрузки, потребной для планирования. Если в звукопроизношении русского алфавита задача была ограничена тремя  десятками букв, то картина быстро изменялась при взгляде на бескрайние сферы комбинаций слогов, слов, словосочетаний русского. Но выбор все же был, его давно сделали  авторы многочисленных публикаций по логопедии, и надо было с чего то начинать – а именно с того, с чего начинались эти логопедические книги, с последовательности звуков алфавита и слоговых таблиц, дающих ход к простым слова и словосочетаниям, далее к элементарным текстам. При этом появлялся риск, связанный с тем, что использование в упражнениях и контроль уровня восстановления языка на тестах – ограниченных выборок из множества, малой части необъятных языковых сущностей, как понятно, не гарантирует прежнее овладение языком в целом, на всем безбрежном речевом диапазоне. Но все же, при участии логопеда в формировании базы речевых упражнений, гарантия роста уровня владения речью обеспечена.

В практическом смысле такие рассуждения определили несколько принципов построения тестов для речевых упражнений в методике восстановления речи.

 По содержанию тесты должны включать материал по звукопроизношению, отработке отдельных слов,  словосочетаний, законченных предложений и текстов.

  Тесты должны набираться в комплексы речевых упражнений, с возможностью учитывать особенности афазии и формировать для каждого студента и исходного уровня владения речью, свои наборы.

 Должна быть обеспечена функциональная избыточность тестов, по объему, сложности, тематике, чтобы быть полезными для подбора комплексов тестов на всем протяжении различных этапов восстановления речи.

 По объему каждое тестовое упражнение (тест), следует вести на отдельной странице, листе, в одном электронном файле, чтобы было удобно находить и отрабатывать их, формировать комплексы из нескольких упражнений, делать отметки на листе о трудностях произношения

 Ограничение тестов по объему дает и ограничения по количеству знаков и слов в одном упражнении, а значит, и по времени их произношения.

 Для тестов важно указать время прочтения каждого упражнения здоровым человеком, без речевых изъянов. Это нормативное время будет являться ориентиром прогресса при работе по восстановлению речи.

 Фактическое время на проговаривание упражнений должно быть абсолютным и включать запинки, сбои, остановки произношения, чтобы показатель фактического времени станет одновременно во многом (не во всем) и показателем качества речи.

С учетом изложенным ограничений, с претензией на универсальность и на типизацию упражнений, будем называть в дальнейшем такие единицы речевой работы типовыми комплексами речевых упражнений (КТРУ). Поиск материалов, обработка и подготовка КТРУ при создании методики восстановления речи тоже является отдельной непростой задачей большого объема.

0

Автор публикации

не в сети 4 дня

akudr48

Аватар 2
Комментарии: 2Публикации: 131Регистрация: 22-02-2018