Логопед – это педагог, занимающийся формированием, развитием или восстановлением речи.

У здорового ребёнка речь формируется самостоятельно во время общения со взрослыми, в играх, в предметной деятельности. Однако, у некоторых детей из-за органических и функциональных поражений ЦНС возникают трудности в освоении речи от нарушений произношении звуков до полной неспособности говорить и воспринимать речь.

Логопед, работая с детьми, формирует у них правильное звукопроизношение, накапливает и расширяет словарь, формирует грамматический строй речи и умение строить связное высказывание. Так же логопед работает над развитием таких психических функций, как внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, повышает мотивацию к речевой деятельности, формирует контроль за речью.

Если у детей речь не сформировалась в результате поражения ЦНС, то у взрослых в результате поражений головного мозга (инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей, инфекций) происходит распад речевой функции. Человек, который еще вчера спокойно изъяснялся на любые темы, свободно писал и читал, сегодня не может произнести ни одного слова, не может читать и писать, не понимает, что ему говорят.

С такими людьми тоже работает логопед. И хотя направления работы детского логопеда и логопеда для взрослых совпадают, при работе со взрослыми используются свои специфические методы, такие как растормаживание речи, опора на непроизвольную речь, опора на сохранное (глобальное) письмо и чтение. Отличается и лексика, которую логопед предлагает взрослому пациенту. Часто в работе по восстановлению речи используется профессиональная лексика, которой активно пользовался больной до болезни. Если у пациента было любимое хобби, логопед может использовать его элементы на занятиях.

Перед началом занятий логопед проводит обследование речи и других высших психических, выявляет первичный дефект (нарушенную функцию, которая лежит в основе речевого нарушения), составляет программу восстановительного обучения. Для того, чтобы речевой навык быстрее формировался (восстанавливался) и закреплялся, занятия с логопедом, должны быть систематическими, необходимо выполнять все домашние задания, вводить сформированные навыки в повседневное речевое общение. Восстановление (формирование) речи – это активный процесс, где логопед является ведущим, а пациент и родственники выполняют его задания и рекомендации.