Какое значение имеет артикуляционная гимнастика?

Необходимо отметить очень  большое влияние артикуляционной гимнастики на качество речи человека, страдающего от афазии. Если здоровый человек без проблем начинает хорошо разговаривать с утра, прямо с постели, едва проснувшись, то людям с поражением речевого аппарата приходиться специально готовиться к произношению первых слов, чему хорошо помогает артикуляционная зарядка. Поэтому артикуляционная гимнастика должна быть обязательной для человека, восстанавливающего свою речь.

Артикуляционной гимнастикой надо заниматься не только с утра. Элементы, фрагменты такой гимнастики полезно выполнять в течении всего дня, во время ходьбы, отдыха, даже разговора. При этом напрашивается сравнение с прогревом двигателя автомобиля, неподготовленных двигатель может просто заглохнуть при попытке начать движение. Аналогично даже бытовую речь, даже простые диалоги следует подготавливать посредством упражнений речевой гимнастики.  И для этого не надо даже как-то особенно уединяться, можно сделать разминку языка, щек, губ, горла и на ходу, что поможет вам начать разговор без сбоев, если возникнет такая потребность.

У меня выработалась следующая схема выполнения гимнастики:

Пробуждение и элементы артикуляционной гимнастики в постели

Утренняя зарядка с элементами артикуляционной гимнастики

Утренний комплекс упражнений на развитие речи, перед которым я делаю полную   артикуляционную гимнастику

Вечерний комплекс упражнений на развитие речи, тоже, перед ним занятия речевой гимнастикой

За базу для развития своего комплекса артикуляционной гимнастика можно взять следующие упражнения

Упражнение 1. Набрать воздух в рот, чтобы щёки надулись, при этом сильно сжать губы. Зафиксировать это положение на несколько секунд, затем втянуть щёки.

Упражнение 2. Погонять воздух из одной щеки в другую, как будто во рту шарик.

Упражнение 3. Расслабить губы и подуть воздух «тпру-у-у».

Упражнение 4. Улыбнуться, сильно обнажив зубы.

Упражнение 5. Вытянуть губы в хоботок, беззвучно произнося звук «у». Это упражнение нужно чередовать с №4 не менее 5-7 раз.

Упражнение 6. Положить язык на нижнюю губу, слегка высунув и полностью расслабив. Верхней губой легонько касаться языка и произносить «пя-пя-пя».

Упражнение 7. Язык расслабить, двигать им назад и вперёд, слегка покусывать зубами.

Упражнение 8. Языком поочерёдно упираться в правую и левую стенки щёк. Выполнять 5-7 раз.

Упражнение 9. Язык напрячь, чтобы он стал узким. В таком состоянии касаться им кончика носа, затем подбородка.

Упражнение 10. Напряженный острый язык передвигать то в правую, то в левую стороны не касаясь губ.

Упражнение 11. Облизывать губы по кругу — сначала по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Повторять 5 раз.
Упражнение 12. Напрячь нижнюю челюсть как при произнесении звука «ы».

Каждое упражнение выполняйте по 5-7 раз, не спеша, глядя в зеркало, на несколько секунд фиксируя положение языка, губ или щёк до 4 раз в день.

Добавить комментарий