Речевые упражнения и свободная речь

Когда человек, восстанавливающий речь, изо дня в день повторяет сравнительно узкий перечень речевых упражнений, которые выбрал сам или  по рекомендации логопеда, у него могут возникнуть сомнения об эффективности такого подхода. Усилий много, они приносят результат, но они все касаются сравнительно ограниченной речевой выборки, и понятно, это не гарантирует того же эффекта на всем пространстве свободной речи.

Не лучше ли перестать концентрироваться на примитивных текстах речевых упражнений и перейти на практику восстановления речи путем практического включения человека во внешний речевой мир?

Да, подобные сомнения возможны, но надо иметь ввиду следующее. Во-первых, ему никто не запрещает выходить во внешний речевой мир, когда ему это захочется. Это делать даже необходимо, не забывая, что свободное разговорное общение пока еще остается мечтой и не зацикливаясь на неизбежных неудачах такого взаимодействия, анализируя и устраняя выявленные речевые сложности. Во-вторых, надо рассматривать комплексы речевых упражнений как некоторый аналог букварю для первоклассника. Не освоив букваря, невозможно получить правильное произношение и общую речевую грамотность. Поэтому совершенствование речи на ограниченных речевых выборках, задаваемых в упражнениях, так или иначе ведет к общему прогрессу речи.

К тому же надо помнить, что состав и методику выполнения самостоятельно, а лучше с помощью логопеда, можно настраивать на текущие потребности и обстоятельства процесса восстановления речи, поэтому путь систематического выполнения речевых упражнений – не только правильный, но и единственный рациональный выбор для человека, потерявшего речь.

Добавить комментарий