Роль речи в жизни каждого человека огромна.  При помощи речи мы передаем и воспринимаем информацию, мысли, воздействуем на собеседника. Это кажется настолько естественным и обыденным. А как устроен процесс порождения и восприятия речи?

С точки зрения психологии, речь относиться к высшим формам психической деятельности. Для того, чтобы речевая деятельность осуществилась, у говорящего или слушающего должно быть намерение сказать или мотив (мотивационный этап), из которого вытекает цель высказывания. Цель в свою очередь зависит от условий, в которых осуществляется речевая деятельность:

-с кем будет происходить общение (с одним человеком или с несколькими людьми);

-где происходит общение (в благоприятных или неблагоприятных условиях, в официальной или неофициальной обстановке);

-какова цель общения (просто общение, сообщение или воздействие).

Из условий речевой деятельности видно, что цели при разговоре с друзьями, ребёнком, получившим двойку, и при выступлении перед аудиторией будут различны.

Далее наступает этап планирования и программирования речевых действий. При обычном общении (например, при разговоре с друзьями) данный этап настолько автоматизирован и свернут, что чаще не осознаётся говорящим. В развернутом виде он хорошо прослеживается при подготовке выступления перед аудиторией. В таком высказывании говорящий осознано выделяет основные «смысловые вехи», их порядок. Далее каждая смысловая часть раскрывается и конкретизируется, выбирается стиль речи (в зависимости от аудитории), средства языка (лексические, грамматические, синтаксические, интонационные).

На исполнительном этапе помимо реализации речевого высказывания включается контроль за результатами. Для адекватного протекания процесса говорения необходима правильная и согласованная работа артикуляционного аппарата (языка, губ), дыхательного и голосообразовательного отделов. Контроль осуществляется речеслуховым анализатором и при помощи чувствительных нервных волокон, несущих информацию от мышц речевого аппарата в мозг. Помимо контроля за правильностью произношения слов, осуществляемым автоматически, говорящий всегда ориентируется на реакцию слушающего. В зависимости от реакции, в речевое высказывание вносятся поправки.

Какие психологические механизмы необходимы для осуществления речевой деятельности?

Важнейшим механизмом, необходимым для возникновения и реализации речевой деятельности, является осмысление. Осмыслению подлежит предмет речи (о чем будет говорить человек), мотивы и цели (зачем он будет говорить), ориентировка в условиях речевой деятельности (с кем, где и как). Без осмысления невозможно создание плана и программы будущего высказывания, а в дальнейшем и контроль за своей речью. Реализуется этот механизм корой больших полушарий головного мозга, в большей степени лобными долями.

Не менее важную роль играют механизмы памяти, обеспечивающие все стороны речевого процесса. Невозможно говорить и воспринимать речь о чем-то без актуализации имеющихся знаний об этом предмете или явлении, без актуализации в сознании нужного активного словаря, представлений о смысловых, грамматических правилах построения речевого высказывания, без актуализации «эталонов» правильных звуковых образов звуков, слов, словосочетаний. Всё это и многое другое обеспечивается механизмом долговременной памяти.

Не менее важна и работа кратковременной оперативной памяти. Без способности удерживать в кратковременной памяти все составляющие части высказывания, говорящий не смог бы его закончить, а слушающий – проанализировать и понять.

Механизм прогнозирования речи включается на самых первых этапах ее реализации (восприятия). Определив цель высказывания (зачем?), проанализировав и оценив ситуацию, говорящий строит предположения, что произойдет после того, как процесс говорения завершиться, а также выбирает лучшие средства для достижения цели. На протяжении всего процесса речи происходит сличение достигаемых результатов с созданным эталоном.

При восприятии речевого сообщения, слушающий с самого начала строит догадки, о чем будет дальнейшее сообщение, также опираясь на лексические, грамматические, синтаксические и интонационные нормы языка. Наиболее отчетливо этот процесс можно проследить при восприятии речи в условиях шума, когда слушающему приходится напрягаться для правильного понимания речи.

Мы кратко рассмотрели структуру речи с психологической точки зрения. В следующей статье читайте о видах речи и мозговой организации речевой функции.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

akudr48

Аватар 2
Комментарии: 2Публикации: 125Регистрация: 22-02-2018